Система взаимодействия
1С: Предприятие 8.3.13 . Документация
Реализовано в версии 8.3.10
26.1. Общая информация
Система взаимодействия – это механизм, позволяющий, в рамках одной информационной базы, взаимодействовать между собой клиентским приложениям, серверу и пользователям этой информационной базы. Система взаимодействия призвана упростить автоматизацию бизнес-процессов предприятия и предоставляет пользователям информационной базы простой способ коммуникации в рамках выполнения должностных обязанностей. Пользоваться системой взаимодействия могут только пользователи информационной базы. При этом не требуется отдельно регистрироваться в системе взаимодействия. Авторизация пользователя в системе взаимодействия осуществляется системой «1С:Предприятие».
При интерактивном взаимодействии пользователи информационной базы системы «1С:Предприятие» могут общаться друг с другом в режиме реального времени с помощью текстовых сообщений и видеозвонков. Под термином «видеозвонок» понимается любой возможный вариант общения двух пользователей, который включает в себя как только голосовой канал общения, так и полноценный видеозвонок (и голосовая информация и изображение). Видеозвонки поддерживаются:
● В тонком клиенте: при работе под управлением ОС Windows 7 и старше;
● В веб-клиенте:
● При работе в веб-браузерах Google Chrome, Mozilla Firefox версии 47 и старше.
● При работе в веб-браузере Google Chrome видеозвонки поддерживаются только в том случае, если доступ к информационной базе выполняется по протоколу HTTPS.
Общение пользователей возможно с помощью обсуждений (наборы сообщений, связанных одной темой обсуждения), которые могут быть двух видов:
1. Неконтекстные обсуждения – обсуждения, которые не привязаны к объекту информационной базы. В таких обсуждениях могут принимать участие любые пользователи информационной базы. Неконтекстных обсуждений может быть произвольное количество.
2. Контекстные обсуждения – обсуждения, которые привязаны к каким-либо объектам информационной базы. В таких обсуждениях могут принимать участие только те пользователи информационной базы, которые имеют доступ к обсуждаемому объекту. Каждый объект может иметь только одно обсуждение.
Доступ к сообщениям возможен с помощью Центра оповещений, элемента Обсуждения панели открытых, а также специальной панели сообщений в формах объектов системы (для контекстных сообщений).
Система взаимодействия реализована в клиент-серверной архитектуре и состоит из следующих частей:
● Клиентская часть системы взаимодействия является составной частью системы «1С:Предприятие».
● Серверная часть представляет собой специализированный сервер, представленный сервисом 1cDialog.com.
Обмен сообщениями между клиентской частью и сервером взаимодействия осуществляется по протоколу WebSocket. Этот протокол обеспечивает защищенную передачу данных, что позволяет безопасно передавать сообщения, с помощью которых общаются пользователи, как в локальной сети, так и через Интернет. Вся переписка пользователей хранится на сервере системы взаимодействия.
Система «1С:Предприятие» обеспечивает пользовательский интерфейс для обмена сообщениями (любых поддерживаемых видов), а также предоставляет специализированный программный интерфейс, позволяющий выполнить некоторые операции, в число которых входят следующие:
● зарегистрировать или отменить регистрацию информационной базы в серверной части системы взаимодействия;
● создавать обсуждения и сообщения;
● получать сообщения, адресованные текущему пользователю.
Не поддерживается работа с несколькими копиями одной информационной базы. В том случае, если информационная база будет скопирована, то такая база сможет подключиться к сервису, однако при работе будут наблюдаться различные особенности, например:
● Обсуждения и оповещения будут доступны во всех копиях информационных базах.
● Будут наблюдаться проблемы при работе с контекстными обсуждениями для тех объектов, которые созданы после клонирования оригинальной информационной базы.
● Будут наблюдаться проблемы при работе с получателями сообщений в том случае, если пользователи в информационных базах создавались после клонирования.
26.2. Устройство системы взаимодействия
Работа системы взаимодействия построена на клиент-серверном обмене данными между системой «1С:Предприятие» и сервером системы взаимодействия. Для того чтобы начать использовать систему взаимодействия, необходимо зарегистрировать информационную базу в сервисе системы. Если в информационной базе включено разделение данных, то под термином «информационная база» понимается конкретная область данных. Каждую область данных необходимо отдельно регистрировать в сервисе системы взаимодействия.
Во время регистрации информационной базе в сервисе создается (и сохраняется) следующая информация:
● Уникальный идентификатор информационной базы в сервисе. Этот идентификатор сохраняется как в самой информационной базе, так на сервере системы взаимодействия. Этот идентификатор нельзя получить и установить самостоятельно.
● Криптографические ключи, которые используются для обеспечения безопасной передачи сообщений между клиентской и серверной частями системы взаимодействия. Эти ключи хранятся как в информационной базе, так и на сервере системы взаимодействия.
● В сервисе также сохраняется имя регистрируемой информационной базы и адрес электронной почты, который используется при регистрации информационной базы. Адрес электронной почты, который используется при регистрации информационной базы в сервисе, будет олицетворять абонента сервиса. Один абонент сервиса может зарегистрировать несколько информационных баз.
Для того чтобы прекратить работу системы взаимодействия, необходимо выполнить отмену регистрации информационной базы в сервисе. В этом случае в информационной базе удаляются криптографические ключи, используемые для обеспечения обмена и, как следствие, обмен сообщениями становится невозможным. Однако при повторной регистрации той же информационной базы будет создана новая пара ключей. В результате обмен сообщениями будет восстановлен и станет доступна вся история сообщений. Для корректного восстановления обмена сообщениями важно, чтобы у информационной базы остался неизменным уникальный идентификатор этой базы в сервисе. Если это правило нарушено – восстановить доступ к истории сообщений будет невозможно. Для переноса данных регистрации между информационными базами предназначены методы ПолучитьДанныеРегистрацииИнформационнойБазы()/УстановитьДанныеРегистрацииИнформационнойБазы(). Эти методы оперируют специальным объектом (ДанныеРегистрацииИнфорационнойБазыСИстемыВзаимодействия), который может быть передан между различными информаицонными базами, например, с помощью Web-сервиса.
В обмене участвуют только те пользователи, которые зарегистрированы в качестве пользователей информационной базы. Для каждого пользователя информационной базы создается парный пользователь в системе взаимодействия. Создание такого пользователя выполняется при первой авторизации пользователя информационной базы после регистрации этой базы в сервере системы взаимодействия. Идентификация пользователя выполняется по уникальному идентификатору пользователя информационной базы системы «1С:Предприятие». Синхронизация списка пользователей (кроме создания парного пользователя) не поддерживается как автоматически, так и с помощью программного доступа.
Таким образом, обмен сообщениями возможен только между теми пользователями, которые зарегистрированы в сервере системы взаимодействия. Более того, для отправки сообщения можно выбрать только того пользователя, который зарегистрирован в сервисе системы взаимодействия.
26.3. Параметры пользователей
После подключения информационной базы к сервису взаимодействия, появляется возможность указания дополнительных параметров для пользователя, которые зарегистрированы в системе взаимодействия.
Поддерживается хранение телефонного номера и адреса электронной почты.
26.4. Виды обсуждений
26.4.1. Неконтекстные обсуждения
Неконтекстные обсуждения не привязаны к каким-либо объектам информационной базы. Любой пользователь может создать произвольное количество таких обсуждений. Неконтекстные обсуждения могут иметь любое количество участников. При создании обсуждения его участниками являются пользователь, создавший обсуждение, и те пользователи, которых он указал при создании обсуждения. В дальнейшем любой участник обсуждения может:
● просматривать сообщения обсуждения;
● добавлять сообщения в обсуждение;
● изменять название (тему) обсуждения;
● добавлять новых участников обсуждения (любых пользователей информационной базы);
● покинуть обсуждение.
Если обсуждение покидает последний участник, то обсуждение становится недоступным. При этом на сервере содержимое обсуждений сохраняется. Неконтекстное обсуждение видимо только для участников обсуждения.
Создание неконтекстного обсуждения выполняется с помощью специальной формы обсуждений, которая становится доступной после регистрации информационной базы в сервисе взаимодействия.
Основная форма системы взаимодействия всегда является второй (после начальной страницы) формой в панели открытых. Эту форму нельзя закрыть и перетащить в другое место панели. Если в прикладном решении отсутствует начальная страница, основная форма системы взаимодействия становится первой формой в панели открытых.
При создании нового сообщения предлагается указать тему сообщения и участников. Инициатор обсуждения автоматически добавляется в список участников.
В списке обсуждений показываются все неконтекстные обсуждения, по которым для пользователя есть уведомления. Если таких обсуждений меньше 50, то список дополняется неконтекстными обсуждениями, в которых пользователь является участником и по которым для пользователя нет уведомлений. Эти обсуждения добавляются в список в порядке убывания даты последнего сообщения в обсуждении, пока размер списка не достигнет 50 элементов.
Поиск в списке обсуждений работает только по темам обсуждений, поиск в списке сообщений работает только по сообщениям выбранного обсуждения. Не поддерживается возможность поиска обсуждения по тексту сообщений.
При появлении в обсуждении новых сообщений, участники обсуждения получают оповещения.
26.4.2. Контекстные обсуждения
Контекстные обсуждения (как уже было сказано ранее) привязаны к объектам информационной базы. Если информационная база подключена к сервису взаимодействия, то для форм элементов ссылочных типов и форм записей регистров сведений, становится доступна команда формы Обсуждение. Для каждого объекта существует только одно контекстное обсуждение. В обсуждении могут принимать участие все пользователи информационной базы, которые имеют право Чтение для обсуждаемого объекта.
Контекстные обсуждения могут использоваться для ссылочных типов (справочники, документы, планы видов характеристик и т. д.), форм записей регистров сведений, а также для форм, у которых навигационная ссылка указывает на данные или команды.
Контекстное обсуждение выполняется в форме обсуждаемого объекта (в правой части). Такое обсуждение не имеет заголовка. Открытие и закрытие списка сообщений выполняется циклическим нажатием кнопки Обсуждение.
Несмотря на то, что в обсуждении по умолчанию могут принимать участие все пользователи информационной базы (с соответствующими правами), при создании сообщения в контекстном обсуждении имеется возможность выбрать адресатов сообщения. В данном случае адресаты выбираются для того, чтобы отобразить им оповещения о новом сообщении. Остальные пользователи получат оповещение только в том случае, если они подпишутся на получение оповещений о новых сообщениях в этом обсуждении.
Команда Обсуждение не выводится в формах, которые блокируют окно владельца или весь интерфейс. Эти формы обычно используются для отображения и редактирования данных, не имеющих самостоятельного прикладного значения, поэтому механизм обсуждений для них не предусмотрен.
Для форм, которые не блокируют окно владельца или интерфейс приложения, имеется возможность управлять доступностью команды Обсуждение в форме. Управление осуществляется с помощью свойства управляемой формы ОтображениеОбсуждений. Установка данного свойства в значение Не отображать приведет к тому, что команда Обсуждение не будет доступна в форме.
Следует, однако, учитывать, что контекстное обсуждение доступно только в той форме, навигационная ссылка которой указывает на данные, которые хранятся в информационной базе, или команду.
26.5. Виды сообщений
26.5.1. Текстовые сообщения
Основным механизмом в системе взаимодействия считается обмен текстовыми сообщениями. Текстовые сообщения – это простой текст, в котором недоступно никакое оформление. Размер текстового сообщения ограничен значением 4 000 символов.
26.5.2. Видеозвонки
Для использования видеозвонков должны быть выполнены следующие требования:
1. Сервер взаимодействия должен разрешать видеозвонки для абонента, который выполнял регистрацию информационной базы.
2. Клиентское приложение, которое применяется для доступа к информационной базе, позволяет использовать видеозвонки.
3. Компьютеры пользователей – участников видеозвонка должны быть оснащены микрофонами. При наличии видеокамеры у участника видеозвонка обеспечивается показ изображения видеокамеры другому участнику видеозвонка.
В система взаимодействия поддерживаются видеозвонки только с двумя участниками.
26.6. Оповещения
Для информирования пользователей о новых сообщениях, система взаимодействия использует оповещения. Оповещения направляются:
● при добавлении сообщения в неконтекстное обсуждение – всем участникам обсуждения, кроме автора сообщения;
● при добавлении сообщения в контекстное обсуждение – всем пользователям, которых автор сообщения указал в качестве адресатов, а также пользователям, включившим режим наблюдения для этого контекстного обсуждения;
● при пропущенном видеозвонке – пользователю, пропустившему видеозвонок.
26.7. Администрирование
Описание администрирования системы взаимодействия см. здесь.